Любимая фотография

sholademi

Блог Самсона Шоладеми

Записки черного пиарщика


Previous Entry Share Next Entry
Любимая фотография
sholademi

Новоиерусалимский монастырь и Русская Палестина

Да, рано или поздно это должно было случиться! После завершения осеннего travel-конкурса на самый лучший город в близлежащем Подмосковье я начинаю вылазки и в более дальние места области. Сегодня расскажу про Новоиерусалимский монастырь, который находится в городе Истре. Жалко, что сейчас не лето, но даже зимой, в пасмурную погоду, здесь безумно красиво. Новый Иерусалим изначально был задуман патриархом Никоном как точная топографическая и архитектурная копию Святой Земли. Этот масштабный церковно-государственный проект середины XVII-го века был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, государь отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Никона.

1

Для реализации своего замысла Патриарх выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

2

Сейчас, спустя 350 лет, территорию Нового Иерусалима можно поделить условно на несколько частей.

4

В первой, той, что за монастырскими стенами, в «лесу», находится музей деревянного зодчества. Крестьянская усадьба (изба) Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области (1830-1840 года).

5

В центре фасада дома – косяшатое окно со ставнями, а по бокам расположены два волоковых оконца. Для освещения чердака на фронтоне также имеется окошко без каких-либо украшений.

6

Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер того времени. Красный угол.

7

Жилой дом достаточно просторный, одно время он использовался как заезжий или постоялый двор.

8

В теплой передней части жили хозяева.

9

В холодной горнице на широких лавках, могли отдохнуть постояльцы.

26

В небольшой клети между сенями и избой стоит стол с самоваром, где можно было выпить чаю, пока отдыхали лошади.

10

Так называемый «мокрый» двор…

11

… и крытая его часть.

12

Усадьба построена «покоем», к торцу избы примыкают хозяйственные постройки, затем они выстраиваются перпендикулярно дому, потом разворачиваются и идут параллельно ему. К улице обращена открытая часть буквы «П». Ворота замыкают открытую часть усадьбы.

27

Помимо усадьбы, в музее деревянного зодчества есть небольшая часовня и мельница. Любопытно, что в этих интерьерах снимали художественные фильмы и сериалы: «Юные годы Штирлица», «Дело о мертвых душах», «Адмирал» и т.д. Вторая часть территории — это Выставочный корпус, который был открыт в конце 1980-х прошлого века на месте бывшего конного двора. На первом этаже находится экспозиция, рассказывающая об истории Нового Иерусалима.

13

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест.

15

Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

14

Новоиерусалимский монастырь пережил в 1698-м году сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными Петру Первому частями. Но от ран, нанесенных отступавшими в 1941-м от Москвы фашистами, восстанавливается до сих пор. Немцы взорвали или частично разрушили все памятники монастырского ансамбля.

16

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

17

18

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста.

19

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий.

21

Своды трансепта, ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 метров, а диаметр основания — 23 метров.

22

Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.

20

Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

23

Сейчас в Воскресенском соборе возобновились церковные службы, а на самой территории монастыря проживает около 10 монахов.

24

Ежегодно музей Нового Иерусалима посещает более 300 тысяч человек. Тех, кто приходит просто на территорию монастыря, как паломник или просто верующий, в разы больше.

25

Можно сказать, то Новоиерусалимский монастырь начала восстанавливать сразу же после освобождения Подмосковья от фашистов. Но реставрация — дело очень кропотливое и трудоёмкое. Однако горизонт окончания работ уже виден. Полностью восстановить Русскую Палестину в почти первозданном блеске власти обещают в 2016 году.

3

Хочу сказать большое спасибо администрации Московской области и ЖЖ-сообществу «Наше Подмосковье» за организацию экскурсии в Новый Иерусалим. А в следующем посте из Нового Иерусалима подробнее расскажу про новый уникальный музейно-выставочный комплекс, построенный рядом с православной святыней.

Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут


  • 1
Ты прав. Я уже столько видел про посещение этого монастыря у других, что настало время взглянуть твоими глазами.

Фотоглазами - пожалуйста! А так, я больше такой исторический сводный пост про монастырь написал, для тех, кто о нем мало что знает.

Я уж и на тебя вволю полюбовался. Глазами Виталика.

Термин такой интересный - "мокрый двор", надо запомнить, как-нибудь блеснуть остроумием) Все таки на сколько раньше люди были непривередливы к быту. Так все просто, лавки по периметру стоят и вроде как полный порядок. И самое главное, интернета у них не было и они нормально жили)

В то время ценностью был сам дом и печь, а уж если была светлица, как тут, что ее еще и можно было использовать для приезжих гостей, так и вовсе хозяин чуть ли не богатеем был.

Отличная фотоэкскурсия получилась. Благодаря твоим фотографиям, удалось увидеть не только внешнее великолепие, но внутренне убранство. В храме внутри очень красиво. Под потолок смотришь, аж дух захватывает.

Удивительно, как хорошо сохранилась крестьянская усадьба Кокориных. Если я правильно понял, это оригинальное строение, не современный муляж?

Разве это в русских традициях гостей в ходе держать, когда сами хозяева в тепле? Мне казалось, что у нас гостей наоборот на самые лучшие места определяют.

Как-то очень уж долго реставрируют. Видимо не так давно конкретно взялись за реставрацию или просто стараются максимально не препятствовать нормальному функционированию монастыря? Как я понял он же действующий и монахи там живут.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account