Блог Самсона Шоладеми (sholademi) wrote,
Блог Самсона Шоладеми
sholademi

Category:

Проект небоскреба "Хрустальный остров" в Нагатинской пойме



Гигантское вантовое сооружение предполагается построить на полуострове в Нагатинской пойме. Автор проекта - известный архитектор Норман Фостер.

Культурно-деловой центр «Хрустальный остров» должен расположиться в восточной части Нагатинской поймы, на окруженном водой открытом природном пространстве, недалеко от проспекта Андропова. Это сооружение инопланетного вида – широкая база в виде «перевернутого цветка» с 12 лепестками, диаметром около 400 м, вверху плавно переходящая в шпиль, плетение металлических конструкций в верхней части которого уподоблено Шуховской башне.





Высота широкой и застекленной части «шатра» - около 150 м, к ней добавляется еще 300 м металлической конструкции шпиля, который оказывается вдвое выше основания, а высота в общей сложности получается 450 м. Это в некотором роде компромисс: по абсолютным показателям здание высотное, а визуально – скорее широкое и распластанное по земле.

Он был нужен для того, чтобы гигантское сооружение высотном смысле отвечало фостеровской же башне «Россия», при этом не спорило с расположенными поблизости памятниками – ансамблями Коломенского, Данилова монастыря и уже упомянутой Шуховской башней. Увеличенный «ханский шатер» своей верхушкой, таким образом, призван перекликаться с шедевром русского авангарда. До чего же неисповедимы пути культурных аналогий.

Если же не обращать внимания на запутанные ассоциации, то надо признать, что проект сложен и красив. Это очень цельная форма, цель которой, как может показаться – в том, чтобы совершить плавный переход от земли к некоторой точке вверху, причем обязательно на высоте 450 м – отчего возникает ажурная металлическая конструкция, используемая только визуально – иными словами, сделанная для красоты и подчиненная исключительно эстетике замысла.

Собственно, эта непрактичная, зато хорошо проветриваемая конструкция огромного шпиля и превращает здание из распластанного шатра в высотную башню, покрытую сеткой гибких линий, рисунок которых, начинаясь с верхушки шпиля, продолжается на стеклянной поверхности «обитаемой» части, а затем распространяется по окрестному парку и виде дорожек, продолжающих все те же направления. «В ответ» природа парка проникает внутрь здания в виде многочисленных висячих садов за стеклом. Единение с природой налицо – причем не обычное, а какое-то усиленное, переходящее с банального уровня на инженерно-тектонический, если не геологический. То ли нечто металлическое решило выбраться из-под земли, поднимая за собой пласты оплавленной – стеклянной – материи, то ли невидимые силовые линии материализовались в эффектный фрактал, притянутый к той самой точке на большой высоте.

Все вместе обладает чертами природной геометрии и поэтому похоже на цветок из какой-нибудь сказки типа фэнтези – который сорвали, перевернули и оставили на нужном месте, после чего он засветился, вырос до полукилометровой высоты и проник в окружающий пейзаж. И еще немного оно напоминает ядерный взрыв – гриб без шляпки. Вполне себе фантастическое явление.



Внутри будут применены вантовые конструкции, в связи с чем присутствующие вспомнили о немногочисленных, но хорошо известных мостах лорда Фостера – гигантском виадуке в Миллау и знаменитом мосте Миллениум в Лондоне. Помимо сложных инженерных приемов «Хрустальный остров» собирается активно использовать ресурсы природной среды – в числе других данных по проекту на совете была показана впечатляющая схема циркуляции тепла, света и воздуха – здание будет использовать солнечный свет, естественную вентиляцию и кислород от зимних садов. Судя по всему, перед нами – один из передовых и экологичных проектов мастерской Фостера.

Общая площадь территории, на которой разместится «Хрустальный дворец» - 90 га, 43 из них превратят в общественную, 53 – в парковую зону. Основание шатра займет всего лишь 243 кв.м. Внутри остекленная структура его этажей, смыкающихся над обширным центральным пространством стадиона-арены, напоминает мукарнасы мусульманской архитектуры, вновь напоминая о ханском шатре. Впрочем, мукарнас, декоративный мотив напоминающий приклеенную к потолку пчелиную соту – это такое атектоническое образование, которое смотрится очень органично в любом современном сооружении, претендующем на то, чтобы быть фантастичным, воспаряющим и нарушающим законы тяготения.

По периметру расположенной в центре здания арены разместятся гостиницы, общей площадью около 500 кв.м, а выше, в «стеклянных сотах», на шести ярусах по 3-4 этажа в каждом – разные учреждения культурного, офисного и магазинного назначения. Предполагается целый этаж выставочных залов и вообще заявлено, что центр будет в большей мере развлекательным и культурным, чем торгово-коммерческим. Любопытно, что больше половины общей площади сооружения занимает подземная автостоянка – ей отведено 1400 кв.м, тогда как все, что над землей, займет не более 1100 кв. м.
В целях доступности центра на проходящей рядом «зеленой» ветке метро построят еще одну станцию (которая уже была задумана ранее для технопарка «Нагатино-ЗИЛ»). Также вдоль Москва-реки проложат автомагистраль, которая будет связывать 3-е и 4-е транспортные кольца. Девелопер проекта – МДК во главе с Шалвой Чигиринским, оценивает необходимые инвестиции в $3 млрд.

Все вместе больше всего напоминает стеклянно-металлический шатер, натянутый на единственную гигантскую опору в центре – неудивительно, что первоначально проект предлагался Китаю и Казахстану – «степные» ассоциации здесь очевидны.


В столице Казахстана, Астане, похожий проект архитектора Нормана Фостера носит название «развлекательный центр Ханские шатры»…

Взято отсюда.
Tags: Москва, архитектура, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments